Горячая линия

8 (921) 075-75-78

Версия для
слабовидящих
Подать обращение
 

Вопросы и ответы

Прослушать

Новые Правила признания лица инвалидам вступят в силу с 1 июля 2022 года

С 1 июля 2022 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом, утверждающее Правила признания лица инвалидом (далее – Правила).

Новые Правила предусматривают сохранение ранее действовавших норм, а также введение ряда новых существенных положений, таких как:

возможность выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) – с личным присутствием (очно) или без личного присутствия (заочно);

введение единого согласия гражданина на направление и проведение МСЭ, которое оформляется гражданином в медицинской организации; 

возможность проведения освидетельствования в дистанционной форме с применением информационных технологий (с 1 июня 2023 года);

проведение заочной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным гражданина (с 1 января 2024 года).

Из Правил исключены положения, предусматривающие возможность гражданина самостоятельно обращаться в бюро МСЭ в случае отказа медицинской организации в направлении его на экспертизу, и направление гражданина на МСЭ органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Одновременно, в целях сохранения прав граждан на получение объективного заключения о необходимости направления на медико-социальную экспертизу, новые Правила содержат положения, о том, что в случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня.

Предполагается, что основная доля экспертиз будет проводиться в  заочной форме при условии получения качественно оформленных направительных документов из медицинских организаций.

Проведение экспертизы с личным участием гражданина (очная) не исключается. Правилами определены конкретные случаи для его проведения, одна из которых –  желание самого гражданина о проведении экспертизы в такой форме.

При этом гражданину будет предоставлена возможность самостоятельно выбрать дату и время проведения медико-социальной экспертизы в очной форме как с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (при условии завершения гражданином (его законным или уполномоченным представителем) прохождения процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации), так и при связи специалиста МСЭ с гражданином.

Положение о возможности проведения дистанционного освидетельствования c применением телемедицинских технологий, в том числе при обжаловании решений учреждений МСЭ, позволит гражданам избежать дополнительных расходов на проезд в главное бюро, Федеральное бюро.

Внедрение заочной формы проведения медико-социальной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным гражданина, то есть, когда персональные данные гражданина при заочной форме освидетельствования неизвестны сотрудникам бюро, проводящим экспертизу, планируется последовательно и поэтапно с 1 января 2024 года. Такая форма проведения экспертизы является важным элементом независимой МСЭ, способствует повышению ее качества и установлению дополнительного уровня контроля за правильностью вынесения решений.

Одновременно новые Правила предусматривают информирование гражданина о каждом этапе проведения ему медико-социальной экспертизы любым видом связи, которая ему предпочтительнее. При этом необходимо отметить, что подраздел «Медико-социальная экспертиза» раздела «Здоровье» на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) в целом будет существенно обновлен и модернизирован.

Обращаем внимание, что наряду с вступлением в действие новых Правил с 1 июля 2022 года прекращает свое действие Временный порядок признания лица инвалидом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697, предусматривающий автоматическое продление инвалидности.

 

О нуждаемости в ортопедической обуви.

В своей работе специалисты федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы при определении нуждаемости в технических средствах реабилитации руководствуются Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России от 28.12.2017 № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (далее — Перечень показаний и противопоказаний), в котором указаны медицинские показания и медицинские противопоказания по обеспечению сложной ортопедической обувью.

Если по результатам экспертно-реабилитационной диагностики при проведении медико-социальной экспертизы будут установлены медицинские показания, при отсутствии медицинских противопоказаний в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА инвалида) будет внесена рекомендация об обеспечении сложной ортопедической обуви. Рекомендации в ИПРА инвалида о нуждаемости в обеспечении сложной ортопедической обувью устанавливаются специалистами государственных федеральных учреждений медико-социальной экспертизы вносятся с учетом заключения врача — специалиста в данной области медицинской организации, либо по заключению ортопеда медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия.

 

О возможности присутствия на освидетельствовании инвалида детства старше 18 лет.

Согласно Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 20.02.20016 № 95 медико-социальная экспертиза проводится с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

При проведении медико-социальной экспертизы должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которые участвуют в осуществлении медицинской
деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В тоже время сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну не допускается.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Таким образом, действующими нормативными правовыми актами вопрос о присутствии законных или уполномоченных представителей при проведении медико-социальной экспертизы не регламентирован.

Федеральное бюро считает возможным присутствие законного, либо уполномоченного представителя при проведении медико-социальной экспертизы при письменном согласии
гражданина, имеющего инвалидность с причиной инвалидность «инвалидность с детства», при условии согласования данного вопроса с руководителем бюро, экспертного состава главного бюро, Федерального бюро и невмешательстве проведения медико-социальной экспертизы.

 

Ортопед не захотел вписать в заключение рекомендации по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее — TCP), а мама считает, что ребенку нужно.

Нуждаемость в технических средствах реабилитации, относящиеся к ортопедическим изделиям, определяют специалисты государственных федеральных учреждений медико-
социальной экспертизы с учетом рекомендации специалиста в данной области — ортопед, с целью исключения случаев противопоказанности данного TCP ввиду характера инвалидизирующей патологии и степени ее выраженности.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, в том числе и по порядку обеспечения TCP.

 

О необходимости внесения в ИПРА инвалида старше 18 лет рекомендаций по профессиональной, трудовой культурной, спортивной адаптации.

При разработке ИПРА специалисты медико-социальной экспертизы должны определить весь необходимый перечень реабилитационных (абилитационных) мероприятий, в которых нуждается инвалид на момент проведения медико-социальной экспертизы, в рамках содержания формы ИПРА, определенной в настоящее время Приложением № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (далее — Порядок разработки и реализации ИПРА). В соответствии с пунктом 12 Порядка разработки и реализации
ИПРА, в случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах
реабилитации или услугах, предоставляемых инвалиду, инвалид (ребшок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

 

Рекомендации медико-социальной экспертизы о сопровождаемом трудоустройстве.

В целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 476-ФЗ в Закон
Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) внесен ряд норм, вступивших в силу с 1 января 2019 года, предусматривающих осуществление сопровождения при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении.

В ответ на запрос специалистов органов службы занятости, содержащий, в том числе, сведения об условиях труда в предлагаемой инвалиду вакансии, в рамках положений Порядка
обмена сведениями (межведомственного взаимодействия), специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, предоставляется рекомендация федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, выданной по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях.

 

Определение нуждаемости в условиях организации обучения инвалидам старше 18 лет.

Условия организации обучения инвалидам старше 18 лет с соответствующим внесением данной рекомендации в ИПРА инвалида определяется по результатам проведенной медико-
социальной экспертизы, в том числе, с учетом заключения психолого-медико-педагогических заключений (далее — ПМПК) с рекомендации по обучению, педагогической характеристики с места учебы. Также, принимаются во внимание рекомендации по условиям организации обучения, указанных в ранее разработанных ИПРА при условии отсутствия в изменении состояния здоровья гражданина на момент проведения медико-социальной экспертизы.

 

Создание комиссии для определения индивидуального перечня TCP с учетом индивидуальных особенностей получателя.

Установление медицинских показаний и противопоказаний для определения нуждаемости инвалида (ребенка-инвалида) в обеспечении TCP осуществляется на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, с учетом индивидуальных особенностей гражданина по результатам проведенной медико-социальной экспертизы при признании гражданина инвалидом (ребенком-инвалидом) с последующей разработкой ИПРА инвалида.

При разработке ИПРА с определением нуждаемости в TCP специалисты федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (специалисты с высшим, в том числе, медицинским образованием, имеющим соответствующую специальную подготовку) учитывают результаты экспертно-реабилитационной диагностики, заключения профильных врачей — специалистов медицинской организации, которые осуществляют динамическое наблюдение за ребенком-инвалидом. Также, при необходимости, в сложных случаях, составляется программа дополнительного обследования для уточнения степени выраженности нарушенных функций организма у ребенка-инвалида, с целью индивидуального подбора TCP.

Учитывая вышеизложенное, считаем создание комиссии для определения индивидуального перечня TCP, в настоящее время, нецелесообразным.

 

Вопрос необходимости внесения изменений в перечень диагнозов для предоставления скидки по ОСАГО, т.е. необходимости расширения медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время специалисты федеральных государственных бюджетных учреждений медико-социальной экспертизы при определении медицинских показаний для
приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности руководствуются действующими в настоящее время Перечнем медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденного Министерством здравоохранения СССР 11 августа 1970 года, и Перечнем медицинских показаний на получение инвалидами отечественной войны и инвалидами советской армии автомобилей «Запорожец» с ручным управлением, утвержденного Министерством здравоохранения СССР 1 июля 1969 года.

По мнению Федерального бюро, возможным и оправданным расширение медицинских показаний для детей-инвалидов с параличами и парезами нижних и верхних конечностей
центрального происхождения в различных сочетаниях (например, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы и др.), значительно затрудняющие передвижением расстройством аутистического спектра с выраженными и значительно выраженными нарушениями психических функций организма, которые обуславливают у ребенка-инвалида 2 или 3 степень ограничения способности контролировать свое поведение соответственно, тем самым создавая препятствия (трудности, барьеры) при передвижении в общественном транспорте.
Позиция Федерального бюро по данному вопросу была направлена письмом в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Предложение регистрации выданных в МСЭ знаков «Инвалид» в федеральном реестре инвалидов. Передача и контроль данных.

В соответствии с 17. Порядка выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования (далее — Знак), утвержденного приказом Минтруда России от
04.07.2018 № 443н, сведения о выдаче Знака, дубликата Знака и признании недействительным утраченного (испорченного) Знака подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» в установленном порядке, в соответствии с Правилами формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений».

Согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании
утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» который вступает в силу 1 июля 2020 года предполагается более удобный способ внесения информации о наличии инвалидности в общий реестр, информацию об инвалидности, «оформленной» на автомобиль, можно будет подтвердить из федерального реестра инвалидов.

Таким образом, людям с ограниченными возможностями больше не нужно будет подтверждать свой статус инвалидности бумажными справками.

Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида, будут размещаться в федеральном реестре инвалидов на основании
заявления, поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд РФ, через портал госуслуг или через МФЦ.

 

Задать вопрос

Введите код на изображении *